Инструкция Оказание необходимой помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДЕНО:
Председатель ППО МБДОУ – детского сада
и.о. заведующего МБДОУ – детский
№ 184 ___________ Лукьянова Т.Р.
сад № 184 ___________ Казанцева Е.Ю.
ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья»
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №184 при предоставлении услуг инвалидам (иным
категориям маломобильных граждан)
1.2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года
№ 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах
инвалидов».
1.3. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения при
самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при
ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные
женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.4. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в ДОУ по признаку инвалидности, то есть любое
различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом
которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне
с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и
гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или
любой иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на получение
образования и воспитания и социальной адаптации в условиях ДОУ.
1.5. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками ДОУ
2. Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам ДОУ и объектам, на которых
они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила
этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к
нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других
присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в данный
момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока
указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени, взрослому
человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,
необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном зрительном уровне или
сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.

2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с гиперкинезами
(патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах
мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание
указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется
смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов,
предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ, где
находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на
объекте ДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на объектах ДОУ
определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ (например, подъёмник
(ступенькоход) для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске, бегущие дорожки,
адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны встретить,
вежливо объяснить где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в доступности
прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять
ее местоположение без согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при
передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь
инвалиду или лицу с ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники
должны помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие
повороты и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной
коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не
поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное
лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник
закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо
собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы,
которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация
воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить
собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять
разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее количество времени для
формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени. При
возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой
способ общения: взрослому, посетившему ДОУ – написать, напечатать; ребёнку - показать
жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из
того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый
человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут
подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение,
могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные
критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его
лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник

должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В
первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует, нужна
ли ему помощь, в какой мере, а в
случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с
нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями
зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте ДОУ без резких движений, не делать
рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по объекту
ДОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан
подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в
известность лицо с нарушением зрение о наличии на объекте ДОУ информационных табличек,
изготовленных с использованием шрифта Брайля.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте ДОУ необходимо кратко описать
местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов; своевременно
предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует помнить,
что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с нарушением зрения. Если
сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного
лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости зачитывания лицу с нарушением
зрения какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать
необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа – от
заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или международные слова. При
чтении какого-либо документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для убедительности
дать ему документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ,
следует в обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости
для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с
нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с
нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его
руками, волосами или какими- то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить
следует максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает
значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые
фразы и избегать несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с
использованием более простых синонимов, если собеседник не понял информацию. Если
сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется
для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любым другим способом,
но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц возможно
использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного.
Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться
надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».