10.10.2023
«Участие
родителей в образовательном процессе ДОУ»
Современный
мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам,
как никому, важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых
вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при
совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно
добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет
оценен по достоинству.
К.
Ушинский «Семья и детский сад – это
два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а
эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие
педагога с родителями строится на основе партнерских отношений» Разработанный
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание
уделяется работе с родителями.
Основной целью является; вовлечение семьи в
единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для
координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением
следующих задач:
-
установить
партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением
интересов семьи и ребенка;
-объединить усилия
семьи и детского сада для развития и воспитания детей; -создать атмосферу
взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и
доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского
сада;
-
активизировать
и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность
родителей в собственных педагогических возможностях.
Как показывает практика, использование
разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт
положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают
родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное
участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого
хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного
ребенка.
Задача педагога,
непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь
родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать
их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять
положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование
семейным традициям и т. д.
Сегодня детский сад находится в
режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого
мы должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. Сначала
важно начать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и
ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого разрабатываются
анкеты, опросники для родителей, с помощью которых, мы можем скоординировать
свою работу. Важно понять интересы, желания родительской общественности,
существующие проблемы, что позволит решить их совместными усилиями.
Воспитание детей неразрывно
связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое
активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание
практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры
родителей и активизацию их педагогического образования.
Сегодня, мы педагоги признаем
важность привлечения родителей к участию в работе детского сада и
образовательного процесса в целом, однако в реальных взаимоотношениях
воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать
развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы,
которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений,
и мешают семьям стать активными участниками образовательного процесса. Анализ ситуации показывает, что в настоящий
момент существует ряд причин:
- низкий уровень педагогической культуры и
недостаточные знания основ педагогики и психологии родителями;
- отсутствие свободного времени, полная
занятость родителей не дает в полной мере стать участниками образовательного
процесса;
- наличие прав и обязанностей родителей и
неумением ими пользоваться;
- отсутствие заинтересованности пребывания,
развития ребенка в ДОУ;
- частое отсутствие детей по уважительным и
неуважительным причинам в ДОУ.
Таким образом, создаются условия и формы
работы как традиционные, так и нетрадиционные для поддержки педагогической
компетентности родителей:
Формы работы с родителями:
Традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, беседы,
консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация,
выставки, конкурсы, день открытых дверей.
Нетрадиционные
формы работы с родителями;
круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская
почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека,
видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации, участие в
непосредственной образовательной деятельности.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки
родителей, поэтому родители вносят свой вклад пополнением предметно-развивающей
среды в виде тематических поделок, фотоальбомов, атрибутики для сюжетно-ролевых
игр, разных видов театра. Одной из привлекательных и результативных форм
совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная
деятельность. Осуществляются такие проекты как «По улицам Москвы», «Домашняя
ферма», исследовательские детско-родительские проекты. Проектную деятельность
можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на
развитие у него универсальных культурных способов действий (умений),
универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах
жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как
результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого
потенциала родителей и детей.
«Открытость детского сада
внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада
(«Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в
образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в
проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к
совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность
педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и
опыта, но и личностные качества воспитателя. Встречая родителей с улыбкой,
общаясь на позитивной ноте, всегда получаешь взаимную открытость и доверие.
На сегодняшний день можно
сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители
из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и
продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате
проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с
родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;
повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Нашей целью
было привлечь и сделать родителей участниками полноценного воспитательного
процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить
интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это человек,
профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого
человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то
они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь
близким.