Психологическое насилие

16.07.2021

Жестокое обращение с детьми — это умышленное или неосторожное обращение, действия (или бездействие) со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают его правам и благополучию.

По данным МВД, в 2018 году число преступлений против несовершеннолетних увеличилось на 5% (с 91 554 в 2017 году до 96 150). Более 60% (54 697, в 2017 году — 44 568) уголовно-наказуемых деяний в отношении детей совершено в семьях.

По данным статистики, ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тысяч несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. У 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.

Издевательствам со стороны родителей подвергаются дети всех возрастных групп, в том числе совсем маленькие. 
Около 60 процентов детей, которые были или жертвами, или свидетелям бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте - они опять становятся его жертвами или сами его совершают.

Дети беззащитны перед произволом взрослых. Они слишком доверчивы и уязвимы. К сожалению, взрослые часто используют свой авторитет или власть, чтобы безнаказанно измываться над детьми.

По данным различных научных исследований, насилие в том или ином его проявлении наблюдается практически в каждой четвертой семье.

Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:

·                     Эмоциональное (психологическое) насилие.

·                     Физическое насилие.

·                     Сексуальное насилие.

·                     Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

И если другие формы насилия могут быть легко обнаружены, то психологическое насилие, являясь исходной формой и обязательной частью всех прочих видов насилия бывает не всегда заметна, а иногда не воспринимается как насилие теми, кто его совершает.

Психологическое насилие в детско-родительских отношениях - это регулярные оскорбления, или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз,  а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным личностным, физическим возможностям,  демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений,  преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утраты веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию, оказывая воздействие, на его эмоциональную сферу, действуя разрушающе на отношения привязанности между взрослыми и ребенком, приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития, игнорирование его субъективных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.д.), вызывая у ребенка состояние эмоционального напряжения.

Существуют различные формы психологического насилия:

1. Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой.

2. Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей, т.е. лишают ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития - обратной связи со значимым взрослым Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.

3. Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.

4. Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания, что создает у него чувство страха, тревоги и неуверенности. И он  начинает воспринимать мир как враждебный. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.

5. Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.

6. Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.Хочу такой сайт

7. Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.

Известно, что насилие оказывает комплексное негативное воздействие на ребенка; оно становится причиной травматического опыта, переживаемого им. Это выражается как в физических повреждениях, так и во вреде, который наносится его психическому здоровью.

Насилие – предпосылка других социальных бед: детская безнадзорность, алкоголизм, наркомания, детская проституция, беременность в раннем возрасте, преступность несовершеннолетних.

 

Уважаемые родители, не забывайте:

- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать

- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться

- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким

- Если ребенка часто позорят – он учится быть виноватым.

                                                    НО…

- Если ребенка часто подбадривают, он учится быть уверенным в себе

- Если с ребенком честны – он учится справедливости

- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить

- Если ребенок чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.

 

Любите своих детей и не допускайте жестокого обращения с детьми, где бы вы с ним ни столкнулись.

Просмотров всего: , сегодня:

Раздаточные материалы для родительского собрания.docx (скачать)

Дата создания: 07.10.2019

Дата обновления: 02.11.2021

Дата публикации: 16.07.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».