Организация и методика проведения мониторинга
19.09.2025
Для оптимальной результативности педагогической деятельности по музыкальному развитию детей необходима система диагностического обследования, которая даёт возможность определить начальный уровень и перспективы музыкального развития каждого конкретного ребёнка.
Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В её основе лежат следующие принципы:
- методика проведения диагностики строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
- если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
- аутентичная оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос).
Содержание мониторинга тесно связано с реализуемыми примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Диагностическое обследование детей проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Диагностика развития музыкальности детей дошкольного возраста проводится по методике О.А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности. Музыкальное развитие». Этот диагностический материал в достаточной мере отвечает современным требованиям, так как позволяет рассматривать музыкальное развитие как многоуровневую систему собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование личностных качеств ребёнка.
Необходимо отметить, что о качестве музыкальных способностей нельзя судить только по одноразовым тестированиям.
Музыкальность детей определяется 7-ю показателями, входящими в ее структуру:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
2. Мелодический слух.
3. Тембровый слух.
4. Динамический слух.
5. Чувство ритма.
6. Музыкальное мышление и воображение.
7. Музыкальная память.
На основе полученных данных определяется общий уровень развития музыкальности ребёнка: низкий, средний, высокий.
Определение динамики развития музыкальности осуществляется в процессе непринуждённого вовлечения ребёнка в музыкально-игровую деятельность. Используются игровые приемы, наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты.